Информационная база системы управления безопасностью полетов
Информационная база формируется в центрах обработки данных (ЦОД — объекты множества Мп). Она предназначена для представления данных ЛПР (.М3) и организациям, разрабатывающим мероприятия по повышению уровня БП (Л/5).
На вход ЦОД поступают потоки исходной информации w = (cjj, со2, — • ч со ). Выходом являются результаты статистической обработки данных, которые могут быть в виде критериев оценки БП по различным причинам и факторам, документов, содержащих сведения по отдельным событиям, и аналитических таблиц абсолютных или относи — тедьных показателей. Векторы выхода можно записать в следующем виде:
W3= (Д13 («Oj)………….. -4я3(«Oj),-4Lз (w2>……………..
■^иЗ (co2)
W5 = (il15 (со3)>• ■ ;Ая5 (сог),Л15 (со2),.. .,
где А3 и А5 — алгоритмы обработки информации для представления соответственно в Af2 и^5′
ЛПР представляют управляющий орган (руководство), который оценивает уровень БП, сравнивает его с установленными нормами (требованиями) и выдает заключения или требования на разработку
мероприятий. Представленные проекты мероприятий он оценивает на соответствие требованиям по БП и вводит их в действие. На практике количественные оценки выполняют сами разработчики мероприятий и представляют их ЛПР в виде отчетов и проектной документации. Руководство проверяет корректность оценок и сравнивает их с установленными нормами.
Анализ существующей системы показал, что руководству для решения указанных задач представляют информацию о крупных событиях, таких, как АП, ПАП, ПВС, ЧПа. Перечень показателей должен быть достаточно полным, чтобы можно было анализировать все аспекты деятельности авиапредприятий. Существующая информационная база на уровне МГА и УГА, сложившаяся на основе многолетнего опыта, представлена двумя видами массивов:
1) массив общих данных (до 25 показателей) об АП, ПАП, ПВС, и ЧПа, которые содержатся в журналах учета управлений МГА и отделов УГА (в отделе учета и анализа инспекции МГА ведутся журналы наиболее полных данных, которые являются официальными);
2) архив материалов расследования АП, ПАП, ПВС и ЧПа, содержащих полные данные по каждому событию.
Эти массивы используются на уровне МГА и УГА для обработки статистических данных при оперативных и периодических анализах состояний БП, а также для детального анализа причин наиболее крупных или массовых событий. Результаты анализов являются основанием для формирования заданий и требований на разработку мероприятий по повышению БП.
В НИИ ГА, АРЗ ГА и организациях промышленности выполняются разработки проектов мероприятий по повышению уровня БП, которые сопровождаются оперативными и периодическими анализами статистических данных, оценками уровня БП, углубленными анализами и исследованиями отдельных АЭС и СОБ.
В специализированных подразделениях этих организаций ведется учет статистических данных об отказах АТ и отклонениях ЛС, а также характеристик надежности типовых элементов, применяющихся при разработке и создании новых и совершенствовании существующих систем. Информационная база этих организаций представлена массивами:
выборочных показателей отказов АТ и отклонений ЛС;
количественных характеристик надежности типовых элементов АЭС;
результатов специальных исследований причин отказов АТ и отклонений ЛС.
Источниками исходных данных для формирования массивов служат материалы расследований АП, ПАП, ПВС, ЧПа, проводимых специальными комиссиями в соответствии с действующим положением, формы учета отказов и неисправностей АТ при эксплуатации, материалы исследований некоторых отказов, выполняемых на АРЗ, в НИИ ГА и организациях промышленности, записи параметров полета средствами объективного контроля, формы учета ошибок и нарушений летным составом и персоналом УВД, материалы анализа работы летного состава на тренажерах, результаты медицинского обследования ЛС, материалы проверок авиапредприятий.
Следует отметить, что в неавтоматизированной системе используется большое количество журнальных форм учета как официальных, так и неофициальных. Полнота данных в журналах разных организаций и подразделений по одним и тем же объектам неодинакова. Используемые в настоящее время количественные характеристики надежности Элементов имеют большой разброс. Все это не обеспечивает требуемой объективности априорных оценок, Велика трудоемкость ручной обработки статистики, что снижает оперативность информирования и принятия решений.
В автоматизированной системе достоверность и оперативность достигаются за счет создания массивов информации длительного хранения на машинных носителях и обработки ее на ЭВМ.